Главная страница
На главную страницу English site









  Казахстан, 050000,
  г.Алматы,
  ул. Наурызбай батыра, 58
  Тел.: +7 (3272) 508950,
  факс: +7 (3272) 508959
  E-mail: [email protected]

Сравнительный анализ

некоторых норм действующего закона «О средствах массовой информации» и норм, предлагаемых проектом Закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения национальной безопасности»

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 февраля 2005 года № 167 внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения национальной безопасности". Предпосылкой появления данного законопроекта является закон РК «О противодействии экстремизму», в котором особое внимание было уделено средствам массовой информации как возможному источнику распространения экстремистских материалов.

Данный проект вызвал немало споров и обсуждений среди юристов, должностных лиц государственных органов, представителей средств массовой информации: собственников и журналистов.

Основные новшества, предлагаемые законопроектом – расширение перечня субъектов и оснований приостановления и прекращения выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации.

В Закон «О средствах массовой информации» планируется внести следующие дополнения и изменения. Законопроект предлагает дополнить статью 2 Закона «О средствах массовой информации» (Свобода слова, получения и распространения информации) пунктом 4 следующего содержания:

«4. Не допускается разглашение сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, пропаганда и оправдание терроризма и экстремизма, распространение информации, раскрывающей технические приемы, тактику данных операций в ходе проведения антитеррористических операций в Республике Казахстан, пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, а также порнографии».

Данный пункт тесно перекликается с пунктом 3 этой же статьи, в котором говорится о недопустимости использования средства массовой информации для пропаганды и агитации насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, культа жестокости и насилия, порнографии, а также распространения сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан и иные охраняемые законом тайны.

На наш взгляд, некоторые положения пункта 3 детализируют (а местами буквально повторяют) положения пункта 4, предлагаемого законопроектом. В частности, если в пункте 4 говорится о пропаганде экстремизма в целом, то пункт 3 выделяет из понятия экстремизма только некоторые его признаки (пропаганда насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны).

И в пункте 3, и в пункте 4 говорится о запрете на распространение (разглашение) сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан и иные охраняемые законом тайны. Причем, если в пункте 3 такой запрет звучит для «… распространения сведений, составляющих государственные секреты РК и иные охраняемые законом тайны», то пункт 4 законопроекта предлагает изложить так: «… разглашение сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну…».

По содержанию пункт 4 шире пункта 3. В частности, пункт 4 говорит о том, что не допускается разглашение, пропаганда, распространение определенной информации и материалов, а пункт 3 говорит, что совершение этих же действий не допускается с использованием средства массовой информации. По сути дела, для самого СМИ нет никакой разницы: то ли оно само пропагандирует, то ли кто-то пропагандирует через СМИ. Запрет существует, и не имеет значения, каким образом он может быть нарушен. На наш взгляд, если законом будет предусмотрен основной запрет, то не нужно будет конкретизировать, что этот запрет не должен нарушаться с использованием СМИ.

Также, если пункт 4 говорит об экстремизме как о едином (целостном) понятии, то пункт 3 вычленяет из понятия экстремизма только некоторые его признаки в отдельности: насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Республики Казахстан, подрыв безопасности государства.

В данном случае, не совсем понятно, какую задачу ставил законодатель, добавляя пункт 4, при этом оставив пункт 3 в существующей редакции и не внеся в него соответствующих изменений?

Следующее нововведение, предусмотренное законопроектом – это внесение существенных изменений в статью 13 закона «О средствах массовой информации» - «Приостановление и прекращение выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации».

Для того, чтобы видеть разницу между существующими нормами и изменениями, о которых мы будем говорить, нужно описать ту ситуацию, которая существует в настоящий момент. Мы будем рассматривать приостановление и прекращение выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации в отношении субъектов, оснований и последствий. Также в формате word можно просмотреть сравнительные таблицы.


Приостановление выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации

Согласно действующему закону «О СМИ», приостановить выпуск (выход в эфир) СМИ может собственник или суд. Законопроект предлагает предоставить такое право еще и прокурору с тем, чтобы в течение трех дней он обратился в суд с заявлением о прекращении выпуска (выхода в эфир) СМИ. Таким образом, сейчас для того, чтобы приостановить выпуск (выход в эфир) СМИ, нужно решение суда со всеми процедурными моментами (причем до вынесения судом решения СМИ продолжает работать). По проекту закона достаточно будет соответствующего акта прокурора. Разница в процедурах издания акта прокурором и принятия решения судом существенная, в первую очередь, по времени. А с момента вынесения прокурором соответствующего акта о приостановлении выпуска (выхода в эфир) СМИ, последнее по проекту закона не имеет права вещать (выпускаться). Если учесть, что с момента, когда прокурор обратится в суд и до момента вынесения судом решения может пройти до трех месяцев времени, то не нужно особых расчетов, чтобы понять, какие убытки понесет средство массовой информации.

Законопроект расширяет перечень оснований, по которым выпуск (выход в эфир) СМИ может быть приостановлен. Если в данный момент для приостановления выпуска (выхода в эфир) СМИ законом «О СМИ» предусмотрено 4 основания (нарушение статей 2, 14, 15 и 16 закона «О СМИ»), то законопроект предлагает расширить перечень оснований до… 10 (!), в числе которых следующие:
  1. разглашение сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну;

  2. пропаганда или агитация культа жестокости и насилия, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства;

  3. распространение информации, раскрывающей технические приемы и тактику антитеррористических операций;

  4. пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;

  5. распространение теле-, радио- видеопродукции, продукции порнографического, сексуально-эротического характера;

  6. использование средства массовой информации для пропаганды или агитации насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, культа жестокости и насилия, порнографии, а также распространения сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан и иные охраняемые законом тайны (п. 3 статьи 2 закона «О СМИ»);

  7. нарушение требований о распространении СМИ на государственном и русском языках, требования «50/50» (статья 3 закона «О СМИ»);

  8. нарушение требований по переучету СМИ (пункт 3-2 статьи 10 закона «О СМИ»);

  9. повторное нарушение в течение года требования по ограничению ретрансляции (пункт 3-1 статьи 14 закона «О СМИ»);

  10. повторное нарушение в течение года требования по указанию выходных данных (статья 15 закона «О СМИ»).
Следует отметить, что новыми основаниями для приостановления выпуска (выхода в эфир) СМИ не являются пункты 9 и 10 вышеуказанного перечня, поскольку, согласно пункту 3 статьи 13 действующего закона «О СМИ», статьи 14 и 15 являются статьями, нарушение требований которых приводит к приостановлению судом выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации. К тому же ответственность СМИ за нарушение норм статьи 15 предусмотрена еще и в Кодексе об административных правонарушениях (далее КоАП) - статья 350. Однако, большое значение имеет разница в формулировке данной нормы (ответственность за нарушение норм статьи 15 закона «О СМИ») в КоАП и в законопроекте.

Прежде следует сказать, что статья 15 закона «О СМИ» говорит о том, что каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать перечень сведений, а также что при каждом выходе в эфир, а при непрерывном вещании – не реже 4 раз в сутки, СМИ обязано объявлять свое наименование. В случае нарушения средством массовой информации данного требования возможной мерой ответственности может быть приостановление судом выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации.

Так, статья 350 КоАП предусматривает приостановление выпуска (выхода в эфир) СМИ в случае совершения такого правонарушения повторно в течение года после наложения административного взыскания за совершение аналогичного правонарушения. Например, если в процессе выпуска средство массовой информации не указывает своих выходных данных, то на первый раз его могут оштрафовать с конфискацией тиража продукции. Если в течение года после того, как СМИ было оштрафовано с конфискацией тиража продукции за первый раз, СМИ совершает аналогичное правонарушение, к нему уже может быть применено приостановление его выпуска (выхода в эфир).

Законопроект предлагает следующую редакцию: «Основаниями для приостановления выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации в установленном законом порядке являются: … повторное нарушение в течении года требования статьи 15 настоящего Закона». То есть, если КоАП говорит о повторном нарушении в течение года после наложения административного взыскания за первый раз, то законопроект не указывает в течение какого именно года можно приостановить выпуск (выход в эфир) СМИ. То есть, в данном случае, можно рассуждать так, что по окончании текущего календарного года, в котором было совершено данное правонарушение (то есть после 31 декабря), совершенное вновь аналогичное правонарушение будет считаться совершенным впервые в новом году и суд не сможет применить приостановление выпуска (выхода в эфир) СМИ как наказание.

Несмотря на то, что редакция законопроекта указанной выше нормы благоприятнее для СМИ, нежели редакция, существующая в КоАП, такая разница в изложении норм нормативно-правовых актов недопустима, поскольку порождает конфликт норм и как следствие – возможность трактовать одно и то же по-разному.

Следует отметить, что законопроектом планируется исключить из перечня оснований приостановления выпуска (выхода в эфир) СМИ, предусмотренного п. 3 ст. 13 закона «О СМИ», статью 16 закона «О СМИ» («Обязательные экземпляры периодических печатных изданий и хранение материалов теле- и радиопередач»). То есть, если раньше СМИ нарушало норму, обязывающую его направлять бесплатные экземпляры периодических изданий ряду государственных структур, а также хранить записи собственных передач в течение определенного периода времени, суд мог приостановить его выпуск (выход в эфир). С исключением данной нормы из перечня оснований приостановления выпуска (выхода в эфир) СМИ, казалось бы, СМИ должны легче вздохнуть: перечень оснований приостановления выпуска (выхода в эфир) СМИ сократился. Но это не так. Дело в том, что статья 348 КоАП наряду с законом «О СМИ» содержит норму о том, что за нарушение требований об обязательном направлении бесплатных экземпляров периодических печатных изданий и хранении материалов теле- и радиопередач, в виде меры ответственности выпуск (выход в эфир) СМИ может быть приостановлен. Однако, если проектом предлагается исключить такую норму из закона «О СМИ», то из КоАП ее исключение не предусматривается. Таким образом, внесение подобных изменений никак не меняет ситуацию с ответственностью за нарушение требования об обязательном направлении бесплатных экземпляров периодических печатных изданий и хранении материалов теле- и радиопередач: приостановление выпуска (выхода в эфир) СМИ как мера ответственности остается.

В отношении последствий приостановления выпуска (выхода в эфир) СМИ законопроект сохранил нормы о том, что в уполномоченный орган по делам СМИ направляется уведомление о приостановлении выпуска (выхода в эфир) СМИ. Учетное свидетельство в данном случае не аннулируется. Однако, как говорилось выше, в течение трех дней с момента приостановления выпуска (выхода в эфир) СМИ прокурором, он обязан обратиться в суд с заявлением о прекращении выпуска (выхода в эфир) СМИ. По результатам судебного рассмотрения может быть два варианта решения: либо выпуск (выход в эфир) СМИ возобновляется либо прекращается.


Прекращение выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации

Действующим законом «О СМИ» предусмотрено, что прекращение выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации возможно по решению собственника или суда. То есть собственник, обладающий всеми правомочиями по распоряжению средством массовой информации, может в любой момент принять решение о прекращении выпуска (выхода в эфир) СМИ. Суду же принадлежит компетенция по прекращению выпуска (выхода в эфир) СМИ «против воли» самого СМИ, естественно при наличии оснований и доказанности совершения того или иного правонарушения. В отношении субъектного состава прекращения выпуска (выхода в эфир) СМИ в отличие от приостановления, законопроектом ничего нового не предусматривается.

По основаниям прекращения выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации. Действующим законом «О СМИ» их предусмотрено всего два – повторное в течение года нарушение средством массовой информации статьи 2 закона «О СМИ» («Свобода слова, получения и распространения информации»), а также прекращение деятельности собственника СМИ в соответствии с законодательством РК.

Законопроектом предлагается три новых (вместо существующих) основания:
  1. пропаганда и агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны;

  2. пропаганда и оправдание терроризма и экстремизма;

  3. неустранение причин приостановления выпуска (выхода в эфир) СМИ в установленный срок.
Данные основания прекращения выпуска (выхода в эфир) СМИ ранее не были предусмотрены ни законом «О СМИ», ни КоАП.

При сравнении оснований приостановления и прекращения выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации, предлагаемых законопроектом, нельзя не заметить сходство в формулировке оснований (п. 6 перечня оснований приостановления и п. 1 перечня оснований прекращения выпуска (выхода в эфир) СМИ, указанных в настоящем комментарии).

Так, схожим и для приостановления, и для прекращения выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации является пропаганда и/или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны.

Разницу законодатель видит в следующем.

Для приостановления выпуска (выхода в эфир) СМИ нужны следующие признаки:
1) пропаганда или агитация (имеется в виду или пропаганда, или агитация);
2) использование СМИ.

А для прекращения выпуска (выхода в эфир) СМИ нужна:
1) пропаганда и агитация (имеется в виду и пропаганда, и агитация);
2) эти действия должны осуществляться самим СМИ.

Поскольку использование СМИ, то есть пропаганда через СМИ и осуществление пропаганды самим СМИ – фактически одно и то же, а также то, что отрицательные последствия (в виде приостановления или прекращения выпуска (выхода в эфир) в обоих случаях: и при использовании СМИ, и при пропагандировании самим СМИ - возникнут исключительно для СМИ, то не имеет значения, само ли средство массовой информации пропагандировало или кто-то пропагандировал с использованием СМИ. Ущерб в любом случае понесет средство массовой информации, а не пропагандист.

Ситуацию облегчает то, что для приостановления выпуска (выхода в эфир) СМИ достаточно или пропаганды, или агитации, а вот для прекращения необходима и пропаганда, и агитация вместе.

И пропаганда, и агитация имеет главную общую цель – привлечение внимания общества. Разница заключается в способах их реализации. Если пропаганда ограничивается информированием, донесением до целевой аудитории определенных идей, то агитация представляет собой призыв к чему-либо. Однако, на законодательном уровне такая разница не закреплена. А учитывая серьезность правовых последствий должна быть отражена на уровне нормативно-правовых актов.

В отношении последствий прекращения выпуска (выхода в эфир) СМИ никаких новшеств законопроект не вносит. Уполномоченному органу должно быть направлено уведомление о прекращении выпуска (выхода в эфир) СМИ. Прекращение выпуска (выхода в эфир) СМИ влечет аннулирование свидетельства о постановке на учет.

Помимо внесения изменений и дополнений в закон «О СМИ», законопроект предусматривает внесение изменений в КоАП, а именно ужесточение наказания за совершение определенных правонарушений в области СМИ. В частности, это статьи 343 и 344 КоАП.

Если действующим КоАП за дачу разрешения на публикацию в печати и других средствах массовой информации сведений и материалов, направленных на разжигание расовой, национальной, социальной и религиозной вражды, пропагандирующих сословную исключительность, войну, содержащих призывы к насильственному изменению конституционного строя и нарушению территориальной целостности республики (статья 343) предусматривался штраф на должностных лиц средств массовой информации в размере от десяти до двадцати месячных расчетных показателей (9 710 – 19 420 тенге), то законопроектом предлагается усилить ответственность и определить ее в виде штрафа на должностных лиц средств массовой информации в размере от ста до четырехсот месячных расчетных показателей (97 100 – 388 400 тенге) либо административного ареста на срок до пятнадцати суток с конфискацией печатной продукции.

Так и в отношении изготовления, хранения, ввоза, перевозки, распространения на территории Республики Казахстан продукции средств массовой информации, содержащей сведения и материалы, направленные на пропаганду или агитацию насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны, разжигания социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, культа жестокости, насилия и порнографии (статья 344).

В настоящий момент санкцией за совершение данного правонарушения является штраф на граждан в размере до двадцати (19 420 тенге), на должностных лиц в размере до двадцати пяти (24 275 тенге), на юридических лиц - в размере до двухсот месячных расчетных показателей (194 200 тенге) с конфискацией продукции средств массовой информации. В случае принятия законопроекта ответственность будет следующая: штраф на граждан в размере от пятидесяти до двухсот (48 500 – 194 200 тенге), на должностных лиц в размере от ста до четырехсот (97 100 – 388 400 тенге) либо административный арест на срок до пятнадцати суток, на юридических лиц - в размере от пятисот до двух тысяч месячных расчетных показателей (485 500 – 1 942 000 тенге) с конфискацией продукции средств массовой информации.


Вместо резюме

Ситуация с данным законопроектом очень напоминает ситуацию прошлого года с законом «О СМИ». Однако, после того, как Президент на Евразийском Медиа Форуме наложил вето на спорный закон, никаких положительных для СМИ результатов до настоящего момента так и нет: принятием нового закона и не пахнет, а поправки правительства, которые не должны работать в ущерб национальным компаниям (но, к сожалению, получается именно так) продолжают рождаться.

Недоработками данного проекта закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения национальной безопасности» в отношении средств массовой информации, считаем следующие моменты:
  1. нормы проекта противоречат нормам существующих законов, и проектом не предлагается приведение их в соответствие друг другу;

  2. исключение проектом некоторых норм из закона «О СМИ» не влечет исключения аналогичных норм из других нормативно-правовых актов, что сводит к нулю смысл внесения подобных изменений;

  3. расширение перечня оснований для приостановления и прекращения выпуска (выхода в эфир) СМИ, а также предоставление дополнительных полномочий прокурору по приостановлению выпуска (выхода в эфир) СМИ способствует ограничению деятельности СМИ и как следствие – ограничению свободы слова и открытости информационного рынка;

  4. проект не доработан:
    - он дублирует уже существующие в действующем законодательстве нормы,
    - он одновременно не устраняет противоречий, которые появляются с внесением законопроектом некоторых норм.


Проект Закона Республики Казахстан "О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения национальной безопасности" Вы найдете на нашем сайте

Юрист Internews
Малиновская Ольга


При использовании данного материала ссылка на источник обязательна.


Статья от 04/12/05 в 15:31:07
 


Последние новости о работе над законопроектами, регулирующими деятельность СМИ Далее..



oa306

Смотрите в 323 выпуске программы "Открытая Азия"
- В Кыргызстане требуют светлого будущего.
- В Таджикистане спасают елки от замерзающих.
- После Нового года в Казахстане заговорят по-казахски.
- Ташкентский театр спектакль совместил с биографией. Далее..




aina167
Смотрите в 174 выпуске программы "Айна":

- Выпускники детских домов Караганды не могут въехать в собственные квартиры.
- В Павлодаре заключенные нашли свою зону свободы.
- Поселок Бегень борется за материальную помощь.
- Карагандинские шахтеры выпустили свой музыкальный диск. Далее..




< БХЭвпСам 2009 >
ПнВтСрЧтПнСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930