Главная страница
На главную страницу English site









  Казахстан, 050000,
  г.Алматы,
  ул. Наурызбай батыра, 58
  Тел.: +7 (3272) 508950,
  факс: +7 (3272) 508959
  E-mail: [email protected]

Комментарий к Закону Республики Казахстан "О связи" № 567-II от 5 июля 2004 года

1. Предпосылки принятия нового закона «О связи» в Республике Казахстан

2. Краткий анализ основных новелл закона «О связи»

2.1. Регулирование использования радиочастотного спектра
2.2. Регулирование ресурса нумерации
2.3. Взаимодействие сетей
2.4. Лицензирование
2.5. Тарифное регулирование
2.6. Развитие сетей связи
2.7. Универсальные услуги телекоммуникаций
2.8. Проблема подзаконного регулирования
2.9. Пример российского законодательства в области связи

В качестве резюме



1. Предпосылки принятия нового закона «О связи» в Республике Казахстан

Связь – стремительно развивающаяся отрасль экономики на основе новых технологий, а также новых видов общественных отношений. Прямая зависимость между макроэкономическими достижениями страны, микроэкономическими успехами отдельных предприятий и субъектов рынка и уровнем развития телекоммуникационной инфраструктуры является очевидной. Этот показатель оказывает огромное влияние не только на экономические процессы, но и на развитие целого ряда общественных институтов. Продуманная государственная политика, направленная на либерализацию и демонополизацию, защиту прав потребителей, реальная и эффективная стратегия реализации такой политики, приверженность международным стандартам и социальным принципам являются залогом не только успешного развития отрасли, но и экономики страны в целом и ее общества. Одним из основополагающих компонентов такой стратегии является создание адекватной нормативно-правовой базы, которая бы целиком отвечала реалиям сегодняшнего дня.

В настоящий момент общество остро нуждается в адекватном регулировании отношений, возникающих по поводу телекоммуникаций.

4 декабря 2001 Постановлением Правительства Республики Казахстан была одобрена Концепция развития отрасли телекоммуникаций Республики Казахстан на период с 2001 по 2005 год. Данная Концепция, включая в себя основные направления и параметры развития телекоммуникаций в краткосрочной перспективе, на качественном уровне должна была задать определенный сценарий изменения ситуации на телекоммуникационном рынке, формирующемся в результате совокупного воздействия как естественных рыночных факторов, так и влияния регулирующих мер и механизмов.

Цель данной Концепции была обозначена как определение основных условий и государственной политики в направлении создания эффективной национальной системы телекоммуникационных услуг, интегрированной в глобальную информационную инфраструктуру, доступной всем субъектам экономики и общества.


Среди целей и задач первого уровня были выделены:

  1. определение основных принципов государственного регулирования отрасли телекоммуникаций в средне- и долгосрочном периоде;

  2. построение эффективной и стимулирующей развитие телекоммуникаций системы государственного регулирования и контроля;

  3. расширение перечня услуг связи и обеспечение универсального доступа к услугам телекоммуникаций населения и хозяйствующих субъектов Республики Казахстан.


Одной из центральных и наиболее важных частей Концепции являются положения о поэтапной либерализации и демонополизации рынка телекоммуникаций.

Также в Концепции особо подчеркивается слабость нормативно-правовой базы в области телекоммуникаций. База эта явно недостаточна, «учитывая, что многие нормативные документы уже устарели. Разработка стандартов, технических норм и других документов практически не осуществляется».

«Процедура и условия лицензирования нуждаются в серьезной доработке. Текущее состояние лицензионного законодательства (бессрочность лицензий, отмена ежегодной лицензионной платы, особые условия для представителей малого бизнеса), а также сложная процедура отзыва лицензий диктуют необходимость кардинального пересмотра лицензионных правил в сфере телекоммуникаций с перестановкой акцентов на усиление ответственности операторов связи за выполнение взятых обязательств по развитию сетей телекоммуникаций и предоставлению услуг соответствующего уровня, контроля выполнения условий лицензий со стороны уполномоченного органа».

Эти и многие другие факторы требовали изменений, направленных на улучшение нормативно-правовой базы в области телекоммуникаций. Более года основной разработчик в лице Комитета Республики Казахстан по связи и информатизации Министерства транспорта и коммуникаций (с июня 2003 года – Агентство по информатизации и связи) вел разработку Проекта закона «О внесении изменений и дополнений в закон «О связи». Однако на определенном этапе, после проведения научной правовой экспертизы было выдвинуто требование о разработке и принятии новой редакции закона «О связи», так как удельный вес предлагаемых изменений и дополнений превышал 50% от общего числа норм самого закона (данное требование предусмотрено законом Республики Казахстан «О нормативных правовых актах»).

Разработка проекта закона велась в соответствии с Планом мероприятий по реализации Программы Правительства Республики Казахстан на 2002-2004 годы, Программой развития отрасли телекоммуникаций на 2003-2005 годы, а также Планом законопроектных работ. На разработку закона было предусмотрено 2 200 000 тенге.


В пояснительной записке к проекту закона были определены следующие его цели:

  • обеспечение необходимых условий для развития отрасли телекоммуникаций в республике, определение минимального набора услуг универсального обслуживания;

  • стимулирования свободной конкуренции на рынке услуг в области связи;

  • обеспечения защиты интересов потребителей.

На момент передачи проекта закона на рассмотрение в Мажилис Парламента альтернативных проектов представлено не было, научная экспертиза законопроекта не проводилась.

После рассмотрения и обсуждения проекта закона в Мажилисе и Сенате Парламента Республики Казахстан 5 июля 2004 года Закон Республики Казахстан «О связи» был подписан Президентом. Закон вступил в силу со дня его опубликования. Исключение составили пункты статьи 26 Закона, касающиеся особенностей присоединения сетей телекоммуникаций доминирующими операторами связи.


2. Краткий анализ основных новелл закона «О связи»

Закон «О связи» состоит из 10 глав и 42 статей.

Глава 1. «Общие положения» закрепила целый ряд новых основных понятий, используемых в законе. Среди наиболее значимых новелл, которые отражают определенные тенденции развития отрасли, можно отметить введение следующих понятий: «конверсия радиочастотного спектра», «национальные ресурсы в области связи», «радиочастотные органы», «система повременного учета стоимости местных телефонных соединений», «служебная информация об абонентах», «универсальные услуги телекоммуникаций», «услуга присоединения» и др.

Законодатель вводит новые определения и дифференцирует следующие понятия: «оператор междугородней связи», «оператор международной связи», «оператор междугородней и международной связи», «оператор универсального обслуживания». Примечательно, что в законе отсутствует понятие «национальный оператор», что является следствием тенденции либерализации рынка. Однако среди отрицательных моментов данной главы можно отметить отсутствие дефиниции «ребалансирование тарифов в области связи». Несмотря на то, что ребалансирование представляет собой процесс, его определение является одним из ключевых для базовых документов по стратегии развития отрасли в целом (Концепция и Программа), а также закона «О связи» в частности. Данный закон неоднократно апеллирует к понятию «ребалансирование тарифов», однако ни разу не дает его развернутого определения, что является его одним из слабых мест в концептуальном плане.

Вопрос присоединения и взаимодействия сетей также является центральным для субъектов телекоммуникационного рынка. Проблема определения статуса сетей телекоммуникаций общего пользования и порядка присоединения неоднократно поднималась в различного рода дискуссиях. Однако новый закон по-прежнему оставляет этот вопрос открытым.

Неурегулированной осталась достаточно острая для Казахстана проблема IP-телефонии. Нужно отметить, что единое мнение по этому вопросу до сих пор не выработано не только на законодательном, но и на концептуальном уровне. По мнению одной группы экспертов IP-телефония рассматривается не иначе как «воровство трафика у национального оператора», другая группа настаивает на подходе к IP-телефонии как достижению технического прогресса, решению целого ряда проблем не только в секторе телекоммуникаций, но и в целом инфраструктуре экономического развития.

В главе 2 «Государственное регулирование и контроль за деятельностью в области связи» закреплены основные принципы и задачи государственного регулирования данной отраслью. Нужно отметить, что среди основных принципов деятельности закон закрепляет принципы создания условий для оказания универсальных услуг телекоммуникаций, добросовестной конкуренции, свободы передачи сообщений по сетям и средствам коммуникаций, содействия расширению международного сотрудничества в области связи, интеграции в мировую систему связи, обеспечения централизованного управления национальными ресурсами в области связи.

Закон впервые прямо разделяет компетенцию Правительства Республики Казахстан и компетенцию уполномоченного органа и его территориальных подразделений в области связи.

Компетенция Правительства главным образом сосредоточена на трех основных направлениях деятельности в области связи:

  1. общая работа, связанная с определением приоритетов развития отрасли, совершенствованием государственной политики в области связи, обеспечение развития международного сотрудничества, разработка и реализация государственной политики в области связи;

  2. процедурная работа, связанная с утверждением нормативно-правовых документов, касающихся:


    • порядка подготовки и использования сетей телекоммуникаций общего пользования, ресурсов единой сети телекоммуникаций для нужд государственных органов, органов обороны, безопасности и охраны правопорядка Республики Казахстан;

    • квалификационных требований и критериев по определению оператора междугородной и (или) международной связи;

    • порядка проведения конкурсов для получения лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по оказанию услуг связи;

    • положения о Межведомственной комиссии по радиочастотам Республики Казахстан и ее состав;

    • Таблицы распределения полос частот между радиослужбами Республики Казахстан в диапазоне частот от 3 кГц до 400 ГГц для радиоэлектронных средств всех назначений;

    • утверждение правил субсидирования стоимости, перечня и плана ребалансирования тарифов на универсальные услуги телекоммуникаций;

    • утверждение правил охраны сетей телекоммуникаций в Республике Казахстан.


  3. определения условий выдачи лицензий и утверждение квалификационных требований при лицензировании деятельности в области связи; порядка и размеров разовой платы за осуществление предпринимательской деятельности по оказанию услуг в области связи с использованием радиочастотного спектра.


Круг компетенции уполномоченного органа на законодательном уровне был расширен целым рядом контрольно-надзорных функций. Так, к компетенции уполномоченного органа были отнесены:

  • разработка и принятие нормативных правовых актов в области связи, в том числе порядка проведения проверок хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области связи, правил оказания ими услуг, и концепций построения единой сети телекоммуникаций Республики Казахстан, сетей телекоммуникаций общего пользования Республики Казахстан в пределах своей компетенции;

  • доступ к объектам связи хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области связи и использующих радиочастотный спектр, для проведения проверок в установленном порядке по предъявлении надлежащим образом оформленного технического задания и служебного удостоверения, за исключением объектов сетей телекоммуникаций специального назначения;

  • отключение радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств в случае отсутствия разрешений на право их эксплуатации, несоответствия технических характеристик установленным нормам;

  • направление предписаний об устранении нарушений в работе отдельных средств или сетей связи при выявлении нарушений правил эксплуатации технологического оборудования сетей связи, охраны труда и техники безопасности, которые создают угрозу жизни и здоровью людей, окружающей среде или нормальному функционированию систем жизнеобеспечения, в соответствии с законодательством Республики Казахстан и другие функции.


2.1. Регулирование использования радиочастотного спектра

Закон вводит новое понятие «радиочастотные органы», которые призваны осуществлять распределение, выделение и присвоение полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов). К таким органам закон относит уполномоченный орган Республики Казахстан и центральный исполнительный орган военного управления Республики Казахстан. При этом, на уполномоченный орган возложены основные функции по разработке и принятию нормативных актов, организация работ по технической экспертизе, а также функции контроля, выдачи разрешений и приостановление эксплуатации радиоэлектронных средств.

Закон также определяет компетенцию местных исполнительных органов в области связи.

В части регулирования использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи закон закрепляет новую норму, которая обязывает привлекать для участия в управлении данной сферой общественные институты в области связи: «Выработка предложений по реализации государственной политики в области распределения радиочастотного спектра, а также эффективного использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи в интересах государства осуществляется Межведомственной комиссией по радиочастотам Республики Казахстан с участием ассоциаций (союзов) операторов связи и общественных объединений пользователей услугами связи и радиочастотным спектром».

В статье «Общие положения по распределению радиочастотного спектра, выделению и присвоению (назначению) полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов)» законодатель среди принципов разрешительного порядка доступа к радиочастотному спектру, платности использования радиочастотного спектра впервые вводит два важнейших принципа, которые призваны стать основой экономической диверсификации и открытой конкуренции в области беспроводной связи:

  • принцип конверсии использования радиочастотного спектра с возмещением расходов на данное мероприятие;

  • принцип прозрачности и открытости процедур распределения и использования радиочастотного спектра.


Впервые на законодательном уровне закреплен перечень оснований, по которым заявителю может быть отказано в выдаче разрешения на использование радиочастотного спектра для радиоэлектронных средств гражданского назначения. Приведение такого перечня является прогрессивной процедурной нормой, которая должна гарантировать неприменение уполномоченным органом других оснований для отказа, кроме тех, которые прямо указаны в законе.

Вместе с тем, в новом законе установлены более длительные сроки на рассмотрение заявления. Так, если в соответствии с предыдущей редакции закона «О связи» в случае проведения координации с другими основными пользователями или сопредельными государствами (в приграничных зонах Республики Казахстан) срок рассмотрения заявления мог быть продлен, но не более чем на один месяц, то в новом законе срок продления увеличен до четырех месяцев.


2.2. Регулирование ресурса нумерации

В части распределения и регулирования использования ресурса нумерации и выделения номеров законодательно разрешается проблема сохранения присвоенных ранее номеров. Без сохранения номеров субъекты бизнеса могут на некоторое время остаться отрезанными от своих заказчиков и партнеров.

В п. 3 ст. 13 законодатель обязывает операторов сетей связи обеспечить на своих местных сетях телекоммуникаций возможность сохранения присвоенных пользователям номеров при смене ими оператора связи, но не местоположения. Однако закон оставляет за Уполномоченным органом право приостановить выполнение данного требования на определенный срок с указанием технических средств.

В новом законе предусмотрены условия изъятия ресурса нумерации. Уполномоченный орган производит такое изъятие на следующих основаниях:

  1. заявления получателя ресурса нумерации;

  2. прекращения действия лицензии оператора связи;

  3. нарушения оператором связи нормативных документов, регулирующих использование ресурса нумерации;

  4. неиспользования оператором связи выделенного ресурса нумерации местной сети телекоммуникаций более чем на пятьдесят процентов в течение двух лет с момента выделения.



2.3. Взаимодействие сетей

Вопрос взаимодействия сетей остается наиболее проблемным и острым для дальнейших перспектив развития открытого рынка телекоммуникаций в Казахстане. До последнего времени управление сетями телекоммуникаций общего пользования (СТОП) осуществлял национальный оператор ОАО «Казахтелеком». Фактически СТОП принадлежали национальному оператору. По оценкам большинства экспертов, вопросы присоединения к СТОП были урегулированы не достаточно четко. De facto присоединение с сетям общего пользования для альтернативных операторов было практически невозможно, что проявлялось в форме многочисленных барьеров технического и материального характера. Вопрос присоединения и взаимодействия сетей телекоммуникаций является центральным для развития конкурентной отрасли связи любой страны. Формы и методы регулирования этих взаимоотношений определяют уровень свободы рынка либо процесса его либерализации.

Руководствуясь принятыми и одобренными документами в области связи (Концепция, Программа), в которых была выражена приверженность либерализации рынка и закреплены отдельные механизмы ее воплощения, законодатель впервые устанавливает новые принципы и условия взаимодействия сетей телекоммуникаций в Республики Казахстан.

Глава 4 «Взаимодействие сетей телекоммуникаций» закрепляет следующие основополагающие принципы:

  1. распространение права присоединения на всех операторов связи – ст. 25 п.1.: «Право на присоединение своих сетей к сетям телекоммуникаций общего пользования имеют все операторы связи»;

  2. установление соответствующих отношений на договорной основе – ст. 25 п. 1.: «Присоединение одной сети телекоммуникаций к другой осуществляется операторами связи на основании договора». Более того, в законе закрепляется норма, имеющая принципиальное значение, и которая, к сожалению, не нашла своего отражения в предыдущей редакции закона. Ст. 26 п. 1. «Для доминирующих операторов сети телекоммуникаций общего пользования договор присоединения, определяющий условия оказания услуг присоединения других сетей телекоммуникаций, а также связанные с этим обязательства по взаимодействию сетей и пропуску трафика, является публичным договором, структура которого утверждается антимонопольным органом».


Придание договору с доминирующим оператором о присоединении к сетям общего пользования статуса публичного имеет значительные правовые последствия. Так, в соответствии с положениями Гражданского кодекса Республики Казахстан, доминирующий оператор:

  • обязан оказывать соответствующие услуги каждому, кто к ней обратиться;

  • не вправе оказать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законодательством;

  • устанавливает цену или иные условия публичного договора одинаковые для всех потребителей;

  • не может отказать в предоставлении соответствующих услуг.


До недавнего времени статус договора на присоединение к СТОП с национальным оператором не был законодательно установлен. Такая неопределенность периодически становилась причиной конфликтов и наносила существенный ущерб взаимоотношениям субъектов телекоммуникационного рынка. Вопрос о наличии двойных стандартов и отсутствии единых и равных условий для различных операторов, вступавших в договорные отношения по поводу присоединения, в том числе, становились предметом судебных разбирательств с монополистом. Несмотря на то, что альтернативными операторами в качестве аргумента приводилось письмо одного из директоров ОАО «Казахтелеком», в котором данный вид договора толковался как публичный, законодательно данная норма не была закреплена.

Однако реализация этой нормы, которая в целом может быть оценена как прогрессивная, будет зависеть от взвешенности и применимости Правил взаимодействия сетей. В данном случае законодатель предпочел урегулировать эти общественные отношения посредством подзаконного акта, который будет утверждаться уполномоченным органом по согласованию с антимонопольным комитетом.

Таким образом, в законе в очередной раз применена отсылочная норма, и, соответственно, регулирование наиболее существенных вопросов в сфере телекоммуникаций будет осуществляться на подзаконном уровне посредством акта уполномоченного органа – Агентства по информатизации и связи.

Среди новелл в части взаимодействия сетей телекоммуникаций нужно особенно отметить введение принципа свободы выбора оператора междугородней и (или) международной связи. В соответствии с законом с 1 января 2006 года «операторы сетей телекоммуникаций обязаны обеспечить на своих сетях каждому пользователю услугами связи техническую возможность свободного выбора оператора междугородной и (или) международной связи в порядке, определяемом уполномоченным органом».


2.4. Лицензирование

Закон «О связи» устанавливает также новый порядок лицензирования деятельности по организации телевизионного и (или) радиовещания. Ранее, в соответствии с законом «О связи» от 18 мая 1999 года, выдачу лицензии на право трансляции телевизионных и звуковых (радиовещательных) программ (использование передающих технических средств и номиналов радиочастотного спектра) осуществлял Комитет по связи и информатизации (позднее – Агентство по информатизации и связи) по согласованию с уполномоченным органом по делам печати и средствам массовой информации. В соответствии же с новым законом от 5 июля 2004 года функции лицензирования в данной сфере полностью передаются уполномоченному органу по делам средств массовой информации.

В компетенции уполномоченного органа по связи и информатизации остаются следующие функции:

  • осуществление расчета и согласования с радиочастотными органами и международной координации радиочастот, которые в свою очередь производятся по заявке уполномоченного органа по делам средств массовой информации с приложением необходимых для проведения расчетов данных;

  • выдача лицензии в том случае использования телевизионных и радиовещательных сетей для распространения услуг телекоммуникаций (передача данных, доступ к сети Интернет телематических услуг, услуг местной телефонии и других);

  • выдача разрешения на использование радиочастотного спектра для целей телевизионного и (или) радиовещания, которое осуществляется по согласованию с уполномоченным органом по делам средств массовой информации при наличии лицензии на деятельность по организации телевизионного и (или) радиовещания.



2.5. Тарифное регулирование

Примечательна норма, введенная законодателем и касающаяся тарифов на услуги связи. Несмотря на присутствие на рынке доминирующего (монопольного) оператора, государство в лице уполномоченного органа и (или) антимонопольного ведомства не включено в процесс формирования или контроля за тарифами на услуги связи.

Согласно ст. 20 нового закона «Тарифы на услуги связи устанавливаются операторами связи на основе обоснованных затрат и объективного подхода, обеспечивающих равные условия для всех пользователей услугами связи…». Вместе с тем, законодатель не предлагает каких-либо механизмов, которые могли бы обеспечить и гарантировать «объективность подхода» и должную прозрачность при формировании тарифов на услуги связи.

Однако данная норма имеет существенное исключение: самостоятельность определения операторами тарифов будет ограничиваться пакетом универсальных услуг (см. подробнее ниже). Тарифы на универсальные услуги телекоммуникаций подлежат обязательному государственному регулированию и утверждаются Правительством Республики Казахстан.


2.6. Развитие сетей связи

Так же как в предыдущей версии закона законодатель уделяет особое внимание нормам, регулирующим развитие сетей связи. Если ранее основным документом, определяющим развитие сетей связи, была программа развития отрасли, то в соответствии с новым нормативно-правовым актом операторы связи самостоятельно планируют и осуществляют развитие сетей связи. Что касается развития сетей связи, обеспечивающих предоставление пользователем универсальных услуг телекоммуникаций, то оно осуществляется в соответствии с программами, утверждаемыми Правительством Республики Казахстан.

Изменения коснулись и источников финансирования мероприятий, направленных на развитие сетей связи. Согласно закону 1999 года, предусматривалась возможность осуществления данных мероприятий за счет республиканского бюджета. Закон 2004 года напрямую не предусматривает возможность бюджетного финансирования. В соответствии с п. 2 ст. 29 «финансирование мероприятий, направленных на развитие сетей связи, может осуществляться за счет собственных и заемных средств, а также за счет привлечения инвестиций в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан».


2.7. Универсальные услуги телекоммуникаций

В главе 7 «Универсальные услуги телекоммуникаций» законодатель дает более развернутое толкование этому фундаментальному понятию: «универсальные услуги телекоммуникаций – услуги связи, которые закреплены в секторе голосовой телефонии и эксплуатации линий доступа, предоставление которых населению является обязательным, с установленными уполномоченным органом параметрами качества обслуживания». Закон закрепляет основные критерии предоставления универсальных услуг, среди которых ценовая доступность, доступность по месту проживания и доступность по времени.

В соответствии с данным законом, а также налоговым законодательством вводится новый вид платы в государственный бюджет за право предоставления междугородной и (или) международной телефонной связи на сети телекоммуникаций общего пользования. Оператор, на которого возлагается обязанность предоставления универсальных услуг, определяется посредством конкурса. Порядок проведения конкурса, в свою очередь, определяется Правительством Республики Казахстан. В случае отсутствия заявок на участие в конкурсе или невозможности выявления победителя оказание универсальных услуг телекоммуникаций возлагается на доминирующего оператора связи, предоставляющего услуги сети телекоммуникаций общего пользования на этой территории. При этом доминирующий оператор не вправе отказаться от возложенной на него обязанности по оказанию универсальных услуг телекоммуникаций.

Однако закон не дает перечень услуг, которые будут отнесены к категории универсальных. Этот вопрос будет решаться на подзаконном уровне.

Закон также предусматривает механизмы компенсации за оказание универсальных услуг телекоммуникаций. Порядок и правила субсидирования стоимости универсальных услуг телекоммуникаций для компенсации убытков операторам связи, оказывающим универсальные услуги, также будет определяться на подзаконном уровне актами Правительства Республики Казахстан. Размер и порядок компенсации повышения тарифов абонентской платы за телефон социально защищаемым гражданам, являющимся абонентами городских сетей телекоммуникаций, определяются Правительством Республики Казахстан.


2.8. Проблема подзаконного регулирования

По сложившейся в практике советского законотворчества традиции любые процедуры регулируются на подзаконном уровне, в то время как закон закрепляет лишь общие нормы о принципах, правах и обязанностях субъектов правоотношений в области связи. Процедурные же вопросы решаются на уровне постановлений, приказов, решений и других актов правительства или ведомственных органов. Результатом такого подхода является непрозрачность, непродуманность соответствующих процедур или намеренное преследование узковедомственных интересов.

К сожалению, принятие новой редакции закона «О связи» также не смогло решить (или не ставило такую задачу) проблему подзаконного регулирования. Достаточно большое количество принципиальных и конкретных проблем будет регулироваться на уровне актов Уполномоченного органа и Правительства.

Сейчас в Уполномоченном органе (Агентство Республики Казахстан по информатизации и связи) идет разработка подзаконных нормативных актов во исполнение недавно принятого закона «О связи». Это целый перечень документов, связанных с либерализацией отрасли; и именно эти документы вполне конкретно будут определять правила игры на рынке телекоммуникаций в ближайшие годы. Поскольку речь идет об актах исполнительных органов, которые разрабатываются и принимаются без обсуждения в представительном органе, возможность широкого общественного обсуждения этих правил минимальна. Тем не менее, отдельные игроки рынка предпринимают попытки лоббирования своих интересов посредством внесения предложений и проведения консультаций. При такой ситуации подавляющее большинство компаний-операторов отказываются обсуждать новые положения закона «О связи». По их словам, «сейчас закон не дает никакого представления о реальных условиях работы в телекоммуникационном секторе. Ситуация может проясниться только после принятия подзаконных актов».

Ниже мы приводим перечень приказов, правил и постановлений, которые должны быть приняты в ближайшее время. Проекты этих документов представлены на официальном сайте Агентства Республики Казахстан по информатизации и связи http://www.aic.gov.kz/ru/project.asp:

  1. Проект "Правила предоставления услуг сотовой связи".

  2. Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Положения о магистральном операторе сети телекоммуникаций общего пользования Республики Казахстан»

  3. Перечень универсальных услуг связи

  4. О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам связи.

  5. План мероприятий по проведению ребалансирования тарифов на универсальные услуги телекоммуникаций.

  6. Правила лицензирования предпринимательской деятельности в сфере почтовой связи, электросвязи, в том числе с использованием радиочастотного спектра в Республике Казахстан.

  7. Правила охраны сетей электросвязи в Республике Казахстан.

  8. Нормативные правовые акты, связанные с либерализацией отрасли телекоммуникаций.

  9. Приказ О введении операторами связи посекундной тарификации междугородных соединений и трафика между взаимодействующими сетями телекоммуникаций.

  10. Правила субсидирования стоимости универсальных услуг связи для компенсации убытков операторам связи, оказывающим универсальные услуги населению.

  11. Разработка методики расчета годовых ставок платы в бюджет за предоставление междугородней и (или) международной телефонной связи.

  12. Правила присоединения сетей телекоммуникаций, пропуска трафика, организации взаимодействия и проведения взаиморасчетов операторами связи и владельцами сетей, составляющих единую сеть телекоммуникаций Республики Казахстан.

  13. Правила предоставления и пользования услугами телефонной связи.

  14. Руководящий документ единой сети телекоммуникаций Республики Казахстан.



2.9. Пример российского законодательства в области связи

Приводя в пример аналогичный закон «О связи», который был недавно принят в Российской Федерации, большинство экспертов отмечает, что российский закон почти исчерпывающе дает ответы и базового и процедурного характера. При этом минимум отношений в сфере телекоммуникаций будет регулироваться подзаконными актами.

Так, в федеральном законе «О связи» прямо определены права иностранных инвесторов в телекоммуникационном секторе: «Иностранные инвесторы могут принимать участие в приватизации государственных и муниципальных предприятий связи на условиях, определенных законодательством Российской Федерации».
Несмотря на активное обсуждение в прошлом году в Казахстане вопроса об ограничении иностранной доли участия в телекоммуникационных компаниях, было принято решение о запрещении прямо или косвенно владеть, пользоваться, распоряжаться и управлять в совокупности более чем 49% голосующих акций, а также долей паев юридических лиц, осуществляющих деятельность в области телекоммуникаций и владеющих наземными (кабельными, в том числе оптико-волоконными) линиями связи.

Российский закон открыто декларирует обязанность государственных органов поощрять и поддерживать добросовестную конкуренцию, а также новые экономические структуры на рынке. Отдельно закрепляется норма, в соответствии с которой «операторы связи несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за злоупотребление своим положением или допущение каких-либо иных действий, препятствующих конкуренции или ограничивающих ее».

В федеральном законе “О связи” операторам, занимающим существенное положение на сети связи общего пользования, предписаны обязанности по присоединению мелких операторов к своей инфраструктуре по одинаковым ценам - неважно, является ли данный мелкий оператор “родственным” или независимым. Тарифы и принципы взаиморасчетов между операторами также регулируются законом. Эти законодательные меры ориентированы на то, чтобы в ближайшие три - пять лет повысить долю мелких операторов в общем доходе до 27 - 30%. Процедура и условия присоединения, а также сроки рассмотрения заявки на присоединения прописаны в законе вполне конкретно. Законом предусматривается ведение реестра операторов, занимающих существенное положение на рынке.

В российском законе достигнут более высокий уровень конкретизации процедур, касающихся лицензирования, выделения и присвоения полос радиочастот, вопросы регулирования нумерации и др.

Российский закон дает и вполне конкретные количественные критерии по универсальным услугам. В соответствии с ним, например, в населенных пунктах, где проживает свыше 500 человек, организуются общественные пункты доступа в Интернет.

Справедливости ради нужно отметить, что в российском законодательстве также присутствует проблема подзаконного регулирования, которое, впрочем, будет осуществляться на уровне Правительства, а не Уполномоченного органа. Вызвано это, в частности, отсутствием на момент окончания подготовки закона ответов на некоторые вопросы, например, о регулировании рынка услуг Интернет-телефонии. По мере прояснения подобного рода вопросов будут выпускаться новые постановления. При положительной практике применения и для гарантии прямого действия впоследствии предусматривается возможность их включения в закон.


В качестве резюме

Сейчас Казахстан стоит на пороге масштабной реформы телекоммуникационной отрасли, направленной на либерализацию рынка по предоставлению услуг связи. Сегодня закладываются основные принципы и приоритеты развития в этой сфере. В этом смысле закон «О связи» является правовой базой и первым шагом на пути либерализации. Основным положительным результатом принятого закона является будущие открытие рынков международной и междугородной связи сразу же после снятия эксклюзивных прав «Казахтелекома» на эти услуги.

Вместе с тем, по оценкам экспертов, требуется немедленное решение следующих вопросов:

  1. присоединение к СТОП;

  2. организация абонентского доступа.


По мнению альтернативных операторов, если эти два вопроса не будут решены, то реальной конкуренции, а, следовательно, снижения тарифов для физических пользователей по различным видам услуг в ближайшее время достичь невозможно. Эти вопросы, в том числе, должен был решить закон «О связи». Однако, как мы указывали выше, большинство ключевых решений будет приниматься на уровне Уполномоченного органа или Правительства. Именно этот момент признается большинством игроков на рынке как самый существенный недостаток нового закона.

В общем контексте, недавно принятый закон «О связи» является лишь отдельным элементом целого комплекса мер, которые должны быть приняты в ходе либерализации рынка. Одним из главных факторов в процессе либерализации должна стать подлинная политическая воля и максимальная прозрачность государственного регулирования и принятия решении в области связи.

Комментарий подготовила
София Исенова,
Юрист Интерньюс-Казахстан,
Координатор проекта
Глобальная Инициатива по Политике Интернет (ГИПИ) в Казахстане


При использовании данного комментария ссылка на источник обязательна

Статья от 09/27/04 в 13:01:14
 


Последние новости о работе над законопроектами, регулирующими деятельность СМИ Далее..



oa306

Смотрите в 323 выпуске программы "Открытая Азия"
- В Кыргызстане требуют светлого будущего.
- В Таджикистане спасают елки от замерзающих.
- После Нового года в Казахстане заговорят по-казахски.
- Ташкентский театр спектакль совместил с биографией. Далее..




aina167
Смотрите в 174 выпуске программы "Айна":

- Выпускники детских домов Караганды не могут въехать в собственные квартиры.
- В Павлодаре заключенные нашли свою зону свободы.
- Поселок Бегень борется за материальную помощь.
- Карагандинские шахтеры выпустили свой музыкальный диск. Далее..




< БХЭвпСам 2009 >
ПнВтСрЧтПнСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930