![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Проблема цифрового разрыва - одна из наиболее важных в становлении электронного правительства
Тема создания в Казахстане электронного правительства на этой неделе громко звучала в Алматы, где прошли сразу два посвященных ей мероприятия: круглый стол для широкой общественности и семинар для журналистов.
Такой подход видится вполне оправданным: хотя идея электронного правительства звучит давно и даже получила свое оформление в государственной политике, нельзя сказать что многие сограждане вникли в ее суть, а тем более оценили. Это отметили и организаторы мероприятий. Как заявила София ИСЕНОВА, руководитель проекта Глобальной инициативы по политике интернет (ГИПИ), реализуемого в рамках организации "Интерньюс-Казахстан", данная тема по-прежнему для многих остается новой, и существует определенный дефицит знаний - "многие не понимают, чем электронное правительство может помочь гражданам и предпринимателям". Но эта проблема не единственная, существует целый набор объективных и субъективных сложностей для развития электронного правительства, в том числе цифровой разрыв, то есть отсутствие доступа у многих граждан к информационно-коммуникационным технологиям. Как заметила г-жа Исенова, разрыв может выражаться на разных уровнях - на мировом, то есть отставание Казахстана от развитых стран, и на внутринациональном, например, отставание сельских регионов от городских. Может он существовать и на уровне внутригосударственных органов, что также наблюдается в нашей стране. Все эксперты отмечают, что проблема цифрового разрыва - одна из наиболее важных в становлении электронного правительства, как и связанная с ней проблема административных барьеров развития рынков телекоммуникаций. - Сейчас даже нельзя сказать, что электронное правительство начало внедряться. Были подготовлены начальные документы, концепции, программы. Но известно, что в Казахстане концепции имеют низкий КПД внедрения. Поэтому сейчас это даже не первые шаги,- заметила г-жа Исенова. Владимир ДЬЯЧКОВ, представитель Казахстанской ассоциации IT-компаний, одного из инициаторов круглого стола и семинара, смотрит на ситуацию несколько иначе. По его мнению, не все так плохо, как может показаться: в республике есть уже два примера, когда государственные организации работают в режиме электронного правительства - Налоговый комитет и таможня, практикующая электронные декларации, это реально работающие "первые ласточки". Но наличие проблемы информационного неравенства и необходимость ее решения, притом быстрого, признается всеми. - Почему круглый стол проводится сейчас? В соответствии с указом Президента, формирование плана мероприятий по реализации программы электронного правительства заканчивается 10 декабря, так что иначе было бы уже поздно. Мы попытаемся выработать какие-то предложения в итоговом документе, который будет направлен в Кабмин,- пояснил г-н Дьячков. Михаил ТЮНИН, представитель Фонда Сороса, отметил, что тематика электронного правительства, электронной дипломатии очень плохо освещается в казахстанских СМИ. Государственные органы также недостаточно инициируют внимание к ней. В подтверждение г-н Тюнин привел такой пример. На сайте Агентства по информатизации и связи некоторое время назад был организован форум обсуждения концепции электронного правительства, но он по-прежнему пуст: ни общественные организации, ни бизнес-структуры активного участия в дискуссии не приняли. Это довольно странно, учитывая, что в формировании концепции электронного правительства НПО принимали активное участие. - Что же такое само понятие - электронное правительство? Это механизм функционирования правительства и региональных государственных органов, базирующийся на широком использовании информационных технологий. Очень хорошо, что существует понимание, что в первую очередь надо оказывать услуги гражданам, а потом уже государственным органам и юридическим лицам. В концепции электронного правительства заложен стратегический приоритет о реализации прав граждан по доступу ко всем видам открытой государственной информации. Однако проблема для самих чиновников в том, что они не могут определиться - какая же информация является открытой, какая - нет. Большая часть информации сейчас находится под грифом ДСП, то есть носит закрытый характер. Поэтому возникает вопрос открытой деятельности государственных органов,- заметил г-н Тюнин. Другая проблема - необходимо создать единую систему всех министерств и ведомств в едином стандарте. В начале 1990-х каждое уважающее себя ведомство создавало самостоятельно свою систему, и теперь у нас десятки систем, которые несовместимы между собой. Поэтому необходима единая инфраструктура. Но, может быть, наиболее острой из всех многочисленных проблем для успешной реализации идеи окажется проблема очень низкого уровня образования в области информационных технологий, даже в Алматы, не говоря уже о глубинке. Хотя эксперты считают, что можно найти предложения по решению этой проблемы. При этом всем необходимо помнить, что электронное правительство - удовольствие недешевое. Сама г-жа Исенова процитировала заголовок на эту тему в одной из российский газет: "Электронное правительство - дорогое счастье или дорогое несчастье"? В Казахстане на реализацию этого проекта из республиканского бюджета будет суммарно за несколько лет выделено Т51,9 млрд. Но наиболее важным в итоге окажется вопрос эффективности самой идеи в нашем обществе. Г-жа Исенова сформулировала его так: можно ли вливать новые информационные технологии в "старые меха" государственного управления? Заставит ли современная система работать по-новому отечественных чиновников? Именно на эту проблему нужно обратить максимальное внимание. Казахстанская практика знает немало примеров, когда внедрение современных идей и методов в сферу управления или вообще функционирования государственной системы буквально сразу же коррозировало при столкновении с отечественными реалиями, к примеру, это касается механизма тендеров при закупках или пресловутого ЕГЭ в образовании. 07 декабря 2004 г. Ярослав РАЗУМОВ. Газета "Панорама"
Статья от 12/07/04 в 11:20:50
|
![]() Последние новости о работе над законопроектами, регулирующими деятельность СМИ Далее.. ![]() ![]() Смотрите в 323 выпуске программы "Открытая Азия" - В Кыргызстане требуют светлого будущего. - В Таджикистане спасают елки от замерзающих. - После Нового года в Казахстане заговорят по-казахски. - Ташкентский театр спектакль совместил с биографией. Далее.. ![]() ![]() Смотрите в 174 выпуске программы "Айна": - Выпускники детских домов Караганды не могут въехать в собственные квартиры. - В Павлодаре заключенные нашли свою зону свободы. - Поселок Бегень борется за материальную помощь. - Карагандинские шахтеры выпустили свой музыкальный диск. Далее.. ![]()
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |